Адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех проходит легко и быстро.
У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься в туалет, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.
Дети одного и того же возраста ведут себя по - разному. Одни в первые дни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать.
Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражения выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят, в последующие дни, не принимают участие в игре и начинают хорошо себя чувствовать только через 6 - 8 дней или даже позже.
Чем чаще ребёнок будет общаться с взрослыми, на игровой площадке, около дома, т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада, т.е. прогулки на территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочным и, несомненно, позитивным.
Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 3-3,5 часов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском саду.
НЕОБХОДИМО:
- до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета);
- в первые дни не нарушать имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни;
- приблизить домашние условия к особенностям детского сада, внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он смог сам себя обслуживать.
Следует заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов.
Адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев, особенно, если ребёнок заболел в процессе адаптации.
Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново.
Но хотим вас заверить, что это не показатель.
Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений.
Все дети разные, каждый - индивидуальность, к каждому нужен свой подход. С вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку.